Вице-премьер РФ Сергей Иванов назвал программу утилизации одной из самых успешных антикризисных программ, принятых правительством России. Из всех подобных мер по степени успешности он выделил только две: утилизацию старых машин и субсидирование пассажирских перевозок на Дальний Восток.
Он добавил, что в 2011 году на утилизацию будет выделено еще 13,5 млрд рублей. В этом году на первом этапе на реализацию программы было выделено 10,5 млрд рублей, а в августе 2010 года премьер-министр РФ В. Путин подписал постановление о выделении еще 10 млрд рублей.
Программа утилизации с самого начала вызвала настоящий ажиотаж среди многочисленных владельцев «автохлама» – 200 тысяч сертификатов, на которые изначально был рассчитан бюджет программы, разошлись всего за 3,5 месяца. Правда, на втором этапе «утилизации» выдача «бонусов» протекала почти вдвое медленнее – за тот же период дилеры выписали менее 120 тысяч свидетельств. Эксперты объяснили это ограничениями, которые Минпромторг ввел на выдачу утилизационных сертификатов.
Между тем непосредственно продажи автомобилей по сертификатам утилизации, выданным в том числе на первом этапе программы, только начинают «набирать обороты». Так, если за время первого этапа из 200 тысяч свидетельств об утилизации были отоварены чуть более 81 тысячи штук, то за такой же период второго этапа – уже около 200 тысяч. Соответственно, выросла и доля «утилизационных» машин на российском рынке – с 13% (по итогам первого этапа) до почти 24% (в рамках двух этапов по состоянию на начало октября). Как отмечают на АвтоВАЗе, на старте программы многие методики работы по ней находились в стадии отработки и в полную силу программа заработала к маю. Дилеры в различных регионах также не одновременно подключились к программе, поскольку Минпромторг просто не успевал выдавать дилерам пароли для входа в информационную систему.
По итогам как первого, так и второго этапа утилизации безусловным бенефициаром утилизации стал АвтоВАЗ. По данным Минпромторга, доля марки Lada в продажах автомобилей по программе утилизации увеличилась с 75% (на первом этапе) до 80% (в рамках двух этапов по состоянию на начало октября). А в реализации самого АвтоВАЗа «утилизационные» машины начиная с июля занимают почти половину (47-48%), тогда как в первые месяцы действия программы их доля составляла порядка 30%. Таким образом, «экобонусы» стали главным драйвером продаж автомобилей Lada. Как говорят на АвтоВАЗе, чтобы максимально удовлетворить заявки по программе утилизации, в апреле завод перешел к планированию производства с учетом предварительных договоров, заключаемых дилерами с покупателями. В результате, после того как утилизационная программа была продлена «на второй срок», план АвтоВАЗа на 2010 год вырос на 25% – до 565 тысяч машин.
|